Учебно-методическая работа
Помещения кафедры расположены на базе ГБУЗ ПК«КДКБ». Помещения кафедры представлены аудиторией на 110 посадочных мест, кабинетом профессора, кабинетом ассистентов, 4-мя учебными комнатами, туалетом для студентов и туалетом для сотрудников, гардеробом для студентов и сотрудников, лаборантской, подсобными помещениями (общей площадью 552,8 кв.м). Аудитория оснащена мультимедийным комплексом (ноутбук, проектор, экран и ЖК-телевизоры) для иллюстрации лекционного материала. В соответствии с договором №12-22/35-18/50б от 25.05.2018 и договором №12-20/38-20 об организации производственной практики обучающихся от 24.09.2020 г. между администрацией больницы и академией для организации учебного процесса используются палаты отделений хирургического стационара, клинико-диагностическая лаборатория, помещения приемного покоя, операционные и перевязочные. Кабинеты профессора и ассистентов оснащены персональными компьютерами, копировально-множительной техникой, мониторами. На кафедре организованы тематические учебные комнаты (кабинет реанимации и интенсивной терапии, пороки развития и заболевания новорожденных, детская ортопедия и травматология). Для освоения практических умений студентами по дисциплине «Детская хирургия» на кафедре имеются муляжи и фантомы для проведения основных манипуляций по уходу за здоровым и больным ребенком. По темам практических занятий на кафедре созданы наборы ситуационных задач, практических и тестовых заданий для контроля уровня усвоения изучаемого материала, созданы четыре учебных видеофильма («Обследование ребенка с подозрении на острый аппендицит», «Обследование ребенка с атрезией пищевода», «Хирургическое лечение атрезии пищевода», «Хирургическое лечение новорожденного с врожденной высокой кишечной непроходимостью»). Используются видеоматериалы по вопросам интенсивной терапии для проведения занятий со студентами VI курса педиатрического факультета. Кафедра хирургических болезней детского возраста осуществляет образовательный процесс на этапе специалитета (педиатрический факультет – I, IV, V, VI курсы, лечебный факультет – VI курс) и подготовки кадров высшей квалификации по программа ординатуры (ординатура по специальности «Детская хирургия»). На кафедре для осуществления образовательного процесса используются различные имитационные (ролевые и деловые игры, тренинги, ситуации-имитации) и неимитационные (лекции-визуализации, занятия-конференции) технологии. Для повышения качества проводимых занятий и лекций используются открытые лекции (согласно календарю выборных дел), практические занятия (лечебный факультет – VI курс, педиатрический факультет – IV, V, VI курсы). По плану взаимопосещений в течение учебного года проводится 3-4 выхода на лекции и практические занятия, семинары, которые проводятся сотрудниками кафедры. Для улучшения учебно-методической работы согласно плана научно-методических конференций кафедры за учебный год проводится 4-5 конференций, во время которых обсуждаются вопросы методики преподавания отдельных тем практических занятий, методические разработки для студентов и ординаторов, обсуждаются новые лекции и их иллюстративный материал. Кафедрой разработана УМД в соответствии с ФГОС ВО по специальности 31.05.02 – Педиатрия, 35.05.01 – Лечебное дело. Сотрудники кафедры принимают активное участие в подготовке выпускников педиатрического факультета к первичной аккредитации специалистов по специальности Педиатрия.
Среди видов самостоятельной работы студентов на кафедре используются: написание рефератов по темам, предложенным для самостоятельной подготовки, написание учебных историй болезни, курационных листов, работа в перевязочных с курируемыми пациентами, написание дневников в медицинских историях болезни, подготовка и выступление на учебных конференциях по темам, изучаемым о время цикла обучения на кафедре, изготовление мультимедийных презентаций, выступление с докладами. Для самостоятельного изучения предложенных тем на кафедре имеются методические рекомендации и методические разработки, банк тестовых заданий, ситуационные задачи, списки основной и дополнительной литературы, ссылки на интернет-источники, презентации. Кроме того, в банке библиотеки университета содержатся материалы для обучения по преподаваемым дисциплинам в электронном виде, кроме того – там же можно получить методические разработки кафедры, выпущенные типографским способом.
Библиотечный фонд кафедры представлен собранием монографий, трудов по различным разделам детской хирургии, периодическими изданиями, выпусками научных сборников и материалов конгрессов и конференций по детской хирургии.
Послевузовское профессиональное образование
С открытием современного корпуса детской хирургии ГБУЗ ПК КДКБ в декабре 2012 года началась новая веха в развитии детской хирургии в Перми. Самый крупный лечебный корпус на Западном Урале позволил консолидировать в едином центре все хирургические подразделения для оказания помощи детям. Появилась современная техника, новый операционный инструментарий, которые позволяют проводить разнообразные операции, максимально отказавшись от вмешательств открытым доступом. Основные направления научных исследований сотрудников кафедры – коррекция врожденных пороков развития, пороки развития и заболевания легких и плевры, острая травма органов груди и живота, уронефрология, интенсивная терапия гнойно-септических заболеваний, анестезия у новорожденных с врожденными пороками развития, эндовидеохирургические вмешательства.
Сегодня миниинвазивные технологии лечения применяются при врожденных пороках развития, опухолях надпочечников, средостения, патологии селезенки у детей раннего возраста. Эндоскопические операции выполняются при остром аппендиците, паховых грыжах. Тенденции в детской хирургии сегодня сводятся к тому, чтобы эти технологии и методики перенести на самых маленьких пациентов – новорожденных и детей раннего возраста. Внедрение технологий – это не просто закупка оборудования, это годы труда, формирование потоков пациентов, реабилитация, качественная диагностика, научные исследования, подготовка кадров. Каждый год на базе клиники выпускники Медуниверситета проходят ординатуру по детской хирургии. В процессе обучения молодые специалисты учатся не просто оперировать, а осваивают современные технологии, которые повсеместно внедряются. Будучи тесно связанными с лечебной деятельностью, молодые врачи быстро осваивают огромный арсенал профессиональных навыков и знаний, а также общекультурных, общеобразовательных компетенций. Это, несомненно, улучшает качество подготовки специалистов. На кафедре проводятся сертификационные циклы по детской хирургии, детской урологии-андрологии, циклы тематических усовершенствований и профессиональной переподготовки по этим специальностям. Для этапа подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры на кафедре разработана УМД основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.08.16 – Детская хирургия.
По окончании обучения по программам ординатуры информация по трудоустройству выпускников имеется на кафедре – связь с выпускниками поддерживается достаточно активно.