Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера
Логотип ОУ горизонт красный для ссылки на портал
Портал
ДО1
Клиника2
МО
Корпоративный портал
Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
«Вуз здорового образа жизни»
Вуз здорового образа жизни
    
Наши достижения
Достижения
Конференции
Конференции
Пермский медицинский журнал
Пермский медицинский журнал
Лингвистический центр «Medlinqua»
Лингвистический центр «Medlinqua»
Доступная среда
Доступная среда
Электронная образовательная среда
Электронная информационно-образовательная среда

Кафедра общей и биоорганической химии

Адрес: г. Пермь, ул. Крупской, 44, Теоретической корпус
Телефон: +7 (342) 282-46-38
График работы: с 8:30 до 16:30

Состав кафедрыИсторическая справкаУчебная работаВоспитательная работаПреподавателиСтудентыСтуденческие научные конференцииМетодическая работа
 
Гейн Людмила Федоровна
Заведующая кафедрой, д.ф.н.
Направления подготовки: Пермский госуниверситет. Химик. Преподаватель химии.
Повышение квалификации: По педагогике и психологии 2012 г. Эксперт ЕГЭ 2013 г.
Общий стаж (начало работы): 43 года с 1971 г.
Стаж по специальности: 41 год
 
Иваненко Ольга Ивановна
Доцент, к.х.н.
Направления подготовки: ПГУ Химик. Преподаватель химии.
Повышение квалификации: По педагогике и психологии ВШ 2009 и 2014 г. Эксперт ЕГЭ 2010 и 2013 г.
Общий стаж (начало работы): 33 года с 1981 г.
Стаж по специальности: 33 года
 
Тарасова Ольга Петровна
Доцент, к.х.н.
Направления подготовки: ПГУ Химик. Преподаватель химии.
Повышение квалификации: По педагогике и психологии ВШ 2009 и 2014 г. Эксперт ЕГЭ 2010 и 2013 г.
Общий стаж (начало работы): 35 лет с 1979 г.
Стаж по специальности: 33 года
 
Трясцина Татьяна Леонидовна
Доцент
Степанова Мария Владимировна
Преподаватель

Все преподаватели кафедры ведут занятия по общей, биоорганической химии на всех факультетах, в том числе, с иностранными студентами.

 pdfПоложение (679 Кб)

Кафедра общей химии была создана в 1931 г., когда медицинский факультет Пермского государственного университета переименовали в медицинский институт. Первым заведующим кафедрой c 1931 года по 1941 год был магистр фармации, профессор Кромер Н.И. В августе 1941 года после кафедру принял Колтышев Н.Г., а с октября 1941 по февраль 1943 г. кафедрой по совместительству заведовал доктор химических наук, профессор Юшкевич. С февраля 1943 г. по 1987 г. бессменным заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки, доктор химических наук, профессор Гусев Сергей Иванович.

Зав. кафедрой неорганической и аналитической химии с 1930 по 1941 г магистр фармации профессор Н.И. КромерЗав. кафедрой общей химии с 1943 по 1989 г заслуженный деятель науки РСФСР д.х.н. профессор С.И. Гусев

Гусев Сергей Иванович родился 1 мая 1902 г. в Петербурге в семье служащего. В 1917 г. семья переехала в Тюмень, где после окончания реального училища Сергей Иванович начал свою трудовую деятельность учеником аптекаря, а после получения диплома фармацевта стал управляющим аптекой.

В 1938 г. он переезжает в Пермь и начинает работу в Пермском медицинском институте сначала ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации в 1942 г., доцентом кафедры и заведующим.

Коллектив кафедры 1965 гЗаседание кафедры 1966 г

С 1944 г. Сергей Иванович назначается деканом санитарно-гигиенического факультета. Этой работе он отдавал много сил, времени и энергии и заслуженно завоевал любовь и уважение среди сотрудников и студентов.

В 1950 г. в Московском университете им. Ломоносова Сергей Иванович успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Применение антипирина, пиразолона и пикраминовой кислоты в аналитической химии».

С августа 1951 г. Гусев С.И. был утвержден и работал заместителем ректора института по учебной работе в течение 8 лет. По инициативе С.И. Гусева на кафедре был создан музей истории кафедры, минералогический музей, собрана богатая коллекция полезных ископаемых Урала и других регионов страны. Многие экспонаты были подарены бывшими студентами института. Возглавив кафедру неорганической и аналитической химии ПГМИ, Гусев С.И. начал активную научную деятельность. Он избрал научное направление – применение органических реагентов в неорганическом анализе. Первые научные поиски начались с 40-х годов по использованию производных антипирина, пиридина, хинолина. Более 230 работ по этой теме вошли в фонд современной аналитической химии. По материалам этой тематики защищено 2 докторских и 21 кандидатская диссертации.

Экспериментальная работа над диссертацией доценты Кожевникова И.А. и Кетова Л.А

Успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры: Кетова Лидия Александровна, Щурова Людмила Михайловна, Поплевина Лидия Викторовна, Курепа Галина Анатольевна, Глушкова Инесса Николаевна, Дажина Людмила Георгиевна, Шаламова Галина Георгиевна, Николаева Эмилия Михайловна, Жвакина Маргарита Викторовна, Гаврилова Нина Фаддеевна. Результаты исследований вошли в монографии, учебники, оттиски статей посылались за рубеж. Разработанные сотрудниками кафедры методики были внедрены в практику аналитических лабораторий ряда промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов. Всего синтезировано около 40 новых реагентов, которые использовались в анализе отдельных элементов периодической системы Менделеева. На стендах музея истории кафедры помещены десятки новых реагентов, впервые синтезированных на кафедре.

Результаты научной работы были доложены на научных российских и всесоюзных конференциях (Саратов 1966 г., Москва, 1971 г., Пермь, 1973 г. и 1976 г., Киев и Рига, 1976 г., Ижевск, 1985 г.).

В те годы на кафедре работали также преподаватели: Шевалдина Ирина Михайловна, Ананьева Маргарита Михайловна, Пирожкова Эмилия Александровна.

С 1988 г. по 1989 г. кафедру возглавляла доцент Л.А. Кетова. Она сохранила атмосферу доброжелательности, взаимопонимания среди сотрудников и студентов, заложенную С.И. Гусевым. Лидия Александровна была наставником для всех новых сотрудников кафедры и членом методического Совета педиатрического факультета. Вся трудовая деятельность Л.А.Кетовой прошла на кафедре химии ПГМИ. Здесь она защитила кандидатскую диссертацию по изучению аналитических возможностей ванадия (II), несмотря на существовавшее ранее мнение о невозможности использования ванадия в низших степенях окисления в аналитической химии.

Зав. кафедрой общей и биоорганической химии с 1990 по 2010 г к.х.н. доцент И.А. Кожевникова

С 1990 г. по 2010 г. кафедру возглавляла доцент Кожевникова Ида Андреевна. Ида Андреевна с 1960 г. работала на кафедре, в 1963 году защитила кандидатскую диссертацию. В своей диссертации на основе новой реакции разработала методики для безаргентометрического определения хлоридов в минеральных водах, крови, моче, лекарственных веществах. В 1971 г. И.А. Кожевникова утверждена доцентом кафедры, читала лекционный курс по биоорганической химии, подготовила новый курс по физколлоидной химии. 

В период с 1982 г. по 1991 г. на кафедру пришли работать доценты Плахина Галина Дмитриевна, Крылова Ирина Владимировна, Гейн Людмила Федоровна, Иваненко Ольга Ивановна, Тарасова Ольга Петровна. Область научных интересов этой группы химиков-органиков – синтез производных 2,3-диоксогетероциклов и исследование их биологической активности. По результатам работ получено около 100 авторских свидетельств, 2 патента на изобретение, 10 разработок внедрено в практику.

Коллектив кафедры 1989 г

В первом ряду слева направо: доцент Гейн Л.Ф., преподаватель Ананьева М.М., ст. преподаватель Крылова И.В., ст. преподаватель Жвакина М.В., доцент Глушкова И.Н., доцент Поплевина Л.А.
Во втором ряду: доцент Щурова Л.М., доцент Галинова К.Г., доцент Дажина Л.Г., доцент Кожевникова И.А., ст. лаборант Набокова Т.Е., доцент Гаврилова Н.Ф., доцент Курепа Г.А., ст. лаборант Дианова Г.А.
В третьем ряду: лаборанты ст. преп. Пирожкова Э.А.

В 2009 году доцент Гейн Людмила Федоровна защитила докторскую диссертацию, получила степень доктора фармацевтических наук и с 2010 г. приняла на себя руководство кафедрой. 

Зав. кафедрой общей и биоорганической химии с 2010 г д.ф.н. доцент Л.Ф. ГейнОбсуждение учебного процессаКоллектив кафедры 2011 г

В первом ряду слева направо: ст. лаборант Дианова Г.А., ст. преподаватель Крылова И.В., доцент Глушкова И.Н., доцент Тарасова О.П., доцент Гейн Л.Ф.
Во втором ряду: лаборант Волкова Н.В., доцент Плахина Г.Д., доцент Гаврилова Н.Ф.., доцент Галинова К.Г., доцент Кожевникова И.А., доцент Иваненко О.И., ст. лаборант Набокова Т.Е.

Сложность учебно-методического процесса на кафедре заключается в преподавании различных разделов химической науки, что требует от преподавателей большой эрудиции и разносторонних знаний.

Первоначально чисто химический курс неорганической и аналитической химии в настоящее время преобразован в курс бионеорганической и биоорганической химии с яркой медицинской направленностью, что необходимо для изучения дисциплин на кафедрах физиологии, биохимии, фармакологии.

По всем темам курса сотрудниками кафедры подготовлены, опубликованы и регулярно обновляются учебно-методические пособия и рекомендации, в том числе 4 пособия с грифом УМО, что позволяет их использовать в учебном процессе во всех медицинских ВУЗах России. В 2013 г. вышло из печати пособие для самостоятельной работы студентов, что позволило сделать внеаудиторную работу индивидуальной, глубоко мотивированной. В пособия включены задания для самостоятельной работы, тесты, ситуационные задачи, позволяющие студентам глубже изучить предмет.

С 2007 года в практику чтения лекций внедрены инновационные методы – использование мультимедийных презентаций.

Своим методическим опытом сотрудники кафедры делятся с коллегами, ежегодно участвуя в учебно-методических конференциях ПГМА и региональных форумах.

Кроме усвоения учебного материала, студенты ежегодно осваивают навыки научно-исследовательской работы. На кафедре функционирует СНО. Студенты готовят реферативные работы, регулярно выступают с докладами в учебных группах, на потоках, на совместных заседаниях кружков СНО с клиническими кафедрами. В дни науки проводится студенческая конференция «Химия и медицина». Наиболее ценными являются работы с экспериментальными результатами, они становятся предметом научных публикаций и конференций СНО ПГМА и межвузовских научных конференций.

Многие годы преподаватели кафедры активно работают на этапе довузовского обучения со школьниками и абитуриентами ПГМУ на подготовительных курсах (Иваненко О.И., Тарасова О.П., Крылова И.В., Ананьева М.М., Галинова К.Г., Глушкова И.Р., Поплевина Л.В., Плахина Г.Д., Гаврилова Н.Ф.). Все преподаватели участвовали в работе приемной комиссии при вступительных испытаниях, в настоящее время - при внутреннем тестировании в ПГМА. Пять преподавателей в качестве экспертов по химии ежегодно привлекаются к проверке работ ЕГЭ учащихся Пермского края.  

На протяжении 20 лет кафедра работает с иностранными студентами из ближнего и дальнего зарубежья. Преподавание ведется как на первом курсе, так и на подготовительном отделении. Большой вклад в подготовку абитуриентов-иностранцев внесла доцент Тарасова О.П. Совместно со старшим преподавателем Жвакиной М.В., Тарасова О.П. разработала пособие, уникальное по объему материала и доступности для понимания, что особенно необходимо для слушателей подготовительного отделения, осваивающих курс химии при поступлении в ПГМУ и другие ВУЗы России.

Старший преподаватель М.В. ЖвакинаДоцент О.П. Тарасова

Сотрудники кафедры принимали активное участие в общественной жизни своего ВУЗа. Со студенческих лет участвовала в художественной самодеятельности доцент кафедры Щурова Л.М. Первые годы работы в институте она постоянно принимала участие в смотре художественной самодеятельности, была солисткой капеллы, участвовала в постановке оперы «Дубровский». Вместе со студентами выезжала с концертами в г. Соликамск, Москву, Ленинград, в ГДР. За активную концертную деятельность и вокальное мастерство Людмила Михайловна неоднократно награждалась почетными грамотами. Имеет звание Лауреата Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся. В 1985 г. состоялся творческий вечер Л.М. Щуровой, посвященный 25-летию концертной деятельности. Более 10 лет Л.М. Щурова была председателем художественного Совета института.

Ежегодно преподаватели кафедры являются кураторами шести групп первого курса педиатрического факультета, по-матерински опекая первокурсников, помогают вчерашним школьникам адаптироваться к жизни в миллионном городе и учебе в ВУЗе. Кураторы посещают студенческие мероприятия, организуют культпоходы в музеи и театры, помогают своим подопечным решать возникающие жизненные проблемы. В 2013 г. доцент Иваненко О.И. обобщила опыт кураторской работы в докладе на конференции ПГМА по воспитательной работе.

Студенты 105 гр. педфака с куратором К.Г. ГалиновойДоцент К.Г. Галинова со студентами 106 гр. лечфака 2000 гСтарший преподаватель М.В. Жвакина и 115 гр. лечфака 1996 гПреподаватель М.М. Ананьева со студентами лечфака 1996 г

Сотрудники кафедры личным примером, участием в работе спортивной группы ПГМА воспитывают у студентов стремление к здоровому образу жизни.

На отдыхеЗдоровый образ жизни

Неизменно в течение последних 10 лет профсоюзная группа кафедры становится победителем соревнования профгрупп педиатрического факультета, благодаря неустанным усилиям профорга доцента Гавриловой Н.Ф. Особое внимание уделяется работе с ветеранами, проводятся встречи с заслуженными старейшими работниками кафедры.

Встреча с ветеранами кафедры 2005 гСотрудники кафедры на первомайской демонстрации с ректором Е.А. Вагнером 1984День академии 2006 г

День химика и день медика

Необычный праздник – «День химика + День медика» состоялся 8 июня на кафедре общей и биоорганической химии. Объединило эти два праздника горячее желание иностранных студентов пообщаться со своими любимыми преподавателями в неформальной обстановке. Студенты, прибывающие в нашу академию из далеких стран Африки и Азии, занимаются на нашей кафедре три семестра. Обучаясь на подготовительном отделении, они в течение полугода овладевают азами химии под руководством доцента Тарасовой О.П. Выпускница престижной 22-й школы и химического факультета классического университета Ольга Петровна прекрасно знает французский язык и все разделы химии, владеет секретами психологопедагогического мастерства. Это помогает ей терпеливо и внимательно подготовить граждан далеких стран с разным уровнем знаний к вступительному экзамену.

Первокурсники-иностранцы изучают биоорганическую и общую химию, знание которых позволят им успешно продолжить свое образование на теоретических и клинических кафедрах академии. В 2011-12 году 125-я группа лечебного факультета, в составе которой ребята из Нигерии, Зимбабве, Марокко, грызла гранит химической науки под руководством доцента Плахиной Галину Дмитриевну - интеллигентного и доброжелательного преподавателя - будущие медики называли просто «мама». И как любимую маму просили «приготовить что-нибудь вкусненькое».

Поскольку все преподаватели кафедры по очереди становятся такими же «мамами», мы решили собраться все вместе и накрыть стол в честь практически совпадающих праздников – Дня химика (последнее воскресенье мая) и Дня медика (третье воскресенье июня). Угощали гостей мясными пирогами, блинами с клубничным вареньем и вкуснейшим в мире русским мороженым. За чаем шла непринужденная беседа, на этот раз совсем без формул и уравнений. Студенты рассказывали нам о своих семьях, о том, насколько престижна и уважаема в Нигерии и Марокко профессия врача. Поговорили и о трудностях адаптации в суровом пермском климате. С интересом узнали, что ребята научились готовить пельмени. Приятно было услышать, что им нравится спокойная обстановка в нашем городе и приветливое отношение жителей к ним. С нами поделились и некоторыми секретами личной жизни, планами создания семей. Не смолкал смех, шутки были понятны всем, несмотря на отличия в возрасте и национальности.

Такая встреча помогла русским преподавателям и иностранным студентам лучше понять друг друга. Желаем ребятам успешного продолжения учебы и овладения профессией врача.

bvbz

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

 
Прекрасные юбилеи

Прошедший год на кафедре общей химии был ознаменован двумя значительными юбилеями: 80-летие отметили ветераны кафедры Поплевина Лидия Викторовна и Щурова Людмила Михайловна. В самом начале 60-х годов прошлого века юные выпускницы химического факультета классического университета начали работать в медицинском институте под руководством профессора Гусева Сергея Ивановича. Не одно десятилетие отдали Людмила Михайловна и Лидия Викторовна воспитанию студентов – медиков, не только учили основам химии, но и прививали настойчивость, трудолюбие и терпение, так необходимые для овладения профессией врача. Каждое лето, будучи экзаменаторами и зачастую председателями предметной приемной комиссии по химии, они внимательно выслушивали ответы волнующихся абитуриентов и старались рассмотреть в юных выпускниках школ будущих Пироговых и Бурденко, дать им путевку в жизнь. Выезжали со студентами на сельхозработы, выходили на дежурства в народную дружину и на субботники, а потом строго и справедливо принимали зачеты и экзамены. Щурова Л.М. И Поплевина Л.В. успешно защитили кандидатские диссертации, отдав немало сил исследованиям в области применения органических реагентов в аналитической химии. Наш ВУЗ стал площадкой для раскрытия творческих способностей не только студентов, но и преподавателей. Многие сотрудники ПГМУ до сих пор вспоминают чарующее сопрано Людмилы Михайловны, без ее сольных выступлений или дуэтов с Лазовым А.А. не обходился ни один праздничный вечер. Первые годы работы в институте она постоянно участвовала в смотрах художественной самодеятельности, была солисткой капеллы, участвовала в постановке оперы «Дубровский». Вместе со студентами выезжала с концертами в г. Соликамск, Москву, Ленинград, в ГДР. За активную концертную деятельность и вокальное мастерство Людмила Михайловна неоднократно награждалась почетными грамотами. Имеет звание Лауреата Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся. В 1985 г. состоялся творческий вечер Л.М. Щуровой, посвященный 25-летию концертной деятельности. Более 10 лет Л.М. Щурова была председателем художественного Совета института.

До начала третьего тысячелетия Щурова Л.М. и Поплевина Л.В. добросовестно трудились на кафедре общей и биоорганической химии, щедро делились своим талантом и знаниями с новыми поколениями студентов. Но годы берут свое, и теперь с коллективом кафедры ветераны видятся лишь по праздникам. Тем радостнее были встречи в дни юбилеев наших замечательных, красивых, молодых душой доцентов Щуровой Л.М. и Поплевиной Л.В.! Цветы, подарки, добрые слова, светлые воспоминания, пожелания здоровья и долголетия – для вас!

Щурова 1

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

 
В Новый год – с профсоюзом

В последние годы стало доброй традицией для коллектива кафедры общей и биоорганической химии занимать первое место в соревновании профсоюзных групп сотрудников педиатрического факультета ПГМУ. Множество факторов приводит к нас к победе. Сотрудники кафедры химии непременно принимают активное участие в мероприятиях профкома –поездках на экскурсии по родному краю и походах на концерты классической музыки и спектакли пермских театров. Своими впечатлениями об увиденном мы традиционно делимся посредством публикаций в газете «Медик Урала». Многие преподаватели систематически занимаются спортом, ведут активный образ жизни, вдохновляя своим примером коллег. Не обделены вниманием и ветераны, десятилетия проработавшие в системе высшего образования. Для наших «аксакалов» регулярно устраиваются встречи, праздничные чаепития в Международный день 8 Марта, на которых представители разных поколений педагогов обмениваются опытом работы со студентами, воспоминаниями о драматических и курьезных случаях из практики. И, конечно, наш дружный коллектив вместе встречает Новый год, с надеждой и оптимизмом смотрит в будущее! Взаимные поздравления, сюрпризы и подарки, вкусное угощение заставляют забыть обо всех проблемах и неприятностях, приносят радость и силы для новых свершений.

Много лет профсоюзную группу кафедры общей химии возглавляет доцент Гаврилова Нина Фаддевна, именно она заботливо информирует сослуживцев, организует все праздники и встречи, поддерживает заболевших, наперечет знает наших всех детей и внуков. Активную поддержку всегда оказывает заведующая кафедрой, доктор наук Гейн Людмила Федоровна. И, безусловно, все доценты и лаборанты неустанно пекутся о поддержании в коллективе благоприятного морального климата, атмосферы поддержки и взаимопонимания.

в новый год с профсоюзом

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

Движение – это жизнь

За окном – весна, и вся природа пришла в движение. Головы сидящих на занятиях первокурсников сами собой поворачиваются к окну. А там на бульваре – круговорот событий - летают голуби, носятся разномастные собаки, энергично шлепают по лужам малыши, пролетают на самокатах школьники, целеустремленно цокают палками по оттаявшему асфальту поклонники скандинавской ходьбы. И только студенты-медики день за днем сидят неподвижно на парах, читают, пишут, повторяют бесконечно формулы, термины, латинские слова и заковыристые наименования сотен костей, мышц и частей клетки. Да так можно и забыть, как пользоваться собственными мышцами и костями! «Не бывать подобному!» - дружно решили первокурсники лечебного факультета и объявили гиподинамии настоящую войну. Каждую неделю во время перерыва в занятии по химии мы проводим маленькое сражение с малоподвижностью и апатией. В группе ЛД-18-08 йог со стажем Анастасия Твердоступова обучает своих товарищей плавным и точным асанам.

Движение это жизнь1Движение это жизнь2Движение это жизнь3Движение это жизнь4

Казалось бы, мелочь – пять-семь минут движений, но после подобной гимнастики все ощущают прилив сил и бодрости, настроение улучшается, и вопросы тестов и контрольных работ уже не кажутся сложными. Всех приглашаем присоединиться к нам! Вы не пожалеете! Даже небольшие по продолжительности, но регулярные оздоровительные спортивные занятия подарят вам радость, добавят новых красок в обычные будни, вернут оптимизм и радость жизни!

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко О.И.

 
От теории к практике

Не секрет, что многие первокурсники весьма расплывчато представляют себе будущую профессиональную деятельность, те задачи, которые им придется решать после получения диплома об окончании ВУЗа. Для того, чтобы познакомить вчерашних абитуриентов с деталями работы врача санитарной службы, продемонстрировать, насколько важны знания теоретических дисциплин для успешной профессиональной самореализации, кафедра общей химии организовала для группы МП-19-01 экскурсию в Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». Мы сосредоточили свое внимание на знакомстве с лабораторией химических факторов, поскольку задачи, методы исследования, принципы работы оборудования этого подразделения основаны на тех законах химии, которые студенты ПГМУ изучают на первом курсе. Нас гостеприимно встретила врач высшей категории, кандидат химических наук Карпова Людмила Николаевна.

Она подробно рассказала о работе лаборатории, провела по всем помещениям, в которых в условиях строго соблюдаемого микроклимата размещены современные приборы для физико-химического анализа. В лаборатории химических факторов определяют наличие опасных веществ в пробах воздуха исследуют пищевые продукты, непродовольственные товары, почву, строительные материалы, воду. В день нашей экскурсии изучению подвергались игрушки, телефонные наушники, пельмени и газированные напитки. Все пробы для анализа закодированы, анонимность необходима для полной объективности. Специалисты разрабатывают для каждой пробы программу исследований, выбирают методы работы и оборудование. В продуктах питания определяют содержание белков, жиров, углеводов, общую калорийность.

Врачи-лаборанты используют другие разновидности метода объемного анализа для определения окисляемых примесей в питьевой воде и ее жесткости. За качеством воды, ее анионным составом, бдительно следят и специалисты, владеющие методом капиллярного электрофореза. С интересом ребята осматривали рН–метры для определения кислотности почвы, установки для автоматического титрования, центрифуги для разделения испытуемых проб. И с восторгом перед техническим совершенством и открывающимися возможностями для определения содержания различных металлов в воде, пищевых продуктах, наблюдали за работой приборов атомно-абсорбционной спектрофотометрии. Огромный зал, заполненный множеством приборов для газо-жидкостной и высокоэффективной жидкостной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, по сложности оборудования сопоставим с центром управления космическими полетами. Работа всех приборов регулируются специальными компьютерными программами, на компьютер выводятся и результаты.

Только хорошо подготовленный сотрудник может оценить все особенности исследуемого объекта, отреагировать на появляющиеся ошибки и вовремя их исправить.

Полученная в ходе экскурсии в лабораторию хим. факторов информация помогла ребятам осознать, что все изучаемое на занятиях очень тесно связано с их будущей работой. Группа МП-19-01 успешно сдала экзамен по химии в зимнюю сессию и стала одной из лучших в своем курсе.

от теории к практике1от теории к практике2от теории к практике3от теории к практике4

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

 

Химия в стоматологии

1На кафедре общей и биоорганической химии существует давняя традиция проведения студенческой конференции "Химия и стоматология". В этом учебном году эстафету подхватили студенты групп СТ-23-02-04, которые к 11 января 2024 подготовили интересные доклады, посвященные различным аспектам профессиональной деятельности врача-стоматолога. 

 Исчерпывающим образом разобрали "Химический состав зуба" А. Вахрушева и Д. Рябова. Удивительное многообразие органических и неорганических соединений в различных соотношениях создают ткани наших зубов, прочность которых зависит от тончайших вариаций качественного и количественного состава этих веществ. Хотелось бы, чтобы докладчики вернулись к этой теме после изучения биохимии на более глубоком уровне.

 

 

2А. Никанорова и Н. Пахмутова познакомили коллег с особенностями состава самых распространенных средств для ухода за полостью рта - зубными пастами. Стало понятно, что для того, чтобы аргументированно рекомендовать будущим пациентам пасту какой-либо марки, необходимы солидные знания химии. Присущее юным исследователям чувство юмора позволило сделать сопровождающую доклад презентацию яркой и привлекающей внимание.

 

 

3А. Зайцева и В. Рогожникова продолжили тему рассказом об истории создания, различных составах и целесообразности применения "Ополаскивателей для рта". Дискуссионный характер сообщению придали доводы "за" и "против" использования различных составов ополаскивателей в зависимости от возраста и состояния пациента, опасности, подстерегающие тех, кто бесконтрольно использует эти растворы без консультации с лечащим врачом.

 

 

4Д. Кима, К. Паутова и Д. Мустафаева заинтересовала проблема химического отбеливания зубов. Студенты подробно проанализировали химический состав средств для отбеливания и особенности проведения процедуры, поманили нас фотографиями знаменитостей "до" и "после", но ответственно предупредили, что легко можно в погоне за красотой белоснежной улыбки пройти "точку невозврата" и нанести серьезный урон прочности зубной эмали.

 

 

5Большая команда экспертов: А. и Д. Слобожаниновы, А. Ерофеева и староста группы А. Баяндина увлеклись преимуществами виниров, как средствами для быстрого исправления косметического несовершенства передних зубов. Портреты первооткрывателей метода, сравнение химического состава виниров разных поколений, особенности промышленного изготовления заинтересовали слушателей. Фотографии голливудских "celebrities" с современными тончайшими винирами      делают честь достижениям современной стоматологии.

 

 

6В заключительном выступлении "Современные средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта" Д. Бармин, К. Цыганов и В. Чигарев обобщили и расширили всю полученную на конференции информацию о важности предупреждения развития кариеса и других проблем, о возможностях профилактики заболеваний.

Кафедра химии отмечает ответственность и организованность первокурсников, проявленную при подготовке к мероприятию. Найденная интересная информация коррелирует с учебным курсом нашей дисциплины, как с темами, изученными в прошедшем семестре, так и с материалом, который предстоит разбирать весной. Безусловно, полученные сведения пригодятся и будут дополнены на старших на занятиях по биохимии, фармакологии, микробиологии и материаловедению.

Очень радует возросший профессионализм студентов при создании презентаций: ярких, информативных, с точно подобранными иллюстрациями.

Доцент кафедры общей и биоорганической химии Иваненко Ольга Ивановна

Spoiler Title

2019 год во всем мире объявлен Международным годом Периодического закона и периодической системы элементов Д.И. Менделеева, поскольку 150 лет назад, в 1869 году, знаменитый русский химик сформулировал этот закон и систематизировал все открытые предшественниками химические элементы. С тех пор Периодическая система элементов служит основой для развития и изучения химии.

Первокурсники лечебного факультета, с интересом и увлечением изучающие химию, не смогли остаться в стороне от всемирного чествования великого вклада соотечественника в развитие химия, и посвятили ему свою итоговую научную конференцию.

29 апреля 2019 года студентка группы ЛД-18-01 рассказала сокурсникам историю жизни и научного творчества Дмитрия Ивановича Менделеева, хронику научного открытия, широту интересов исследователя. Трогательно прозвучал рассказ о личной жизни химика, о судьбе его потомков. С фотографий, найденных Анастасией, на ребят смотрели глаза людей давно ушедшей эпохи, передавая эстафету научного поиска и честного служения своему делу.

Невозможно переоценить значения точного знания о свойствах элементов и особенностях их функционирования в живых системах для специалистов-медиков. Каждый будущий врач должен четко представлять себе биологическую роль важнейших биогенных элементов, влияние избытка и недостатка на здоровье человека, возможности восполнения дефицита жизненно необходимых химических ресурсов. Об этом рассказал Илья Ширинкин, студент группы ЛД-18-08, в своем докладе о свойствах и биологической роли макроэлемента калия. Великолепная презентация, с использованием анимаций и не лишенная юмора, захватила внимание слушателей.

Кафедра общей и биоорганической химии желает первокурсникам лечебного факультета в дальнейшей учебе не забывать знания химии и использовать их при освоении теоретических и клинических дисциплин на старших курсах. Успехов, ребята!

111213

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко О.И.

 
Студенческая конференция «Биогенные элементы» на лечебном факультете

19 декабря 2016 года состоялась конференция по теме «Биогенные элементы». На заключительной лекции по общей химии для студентов 1 потока лечебного факультета лектор, доцент, кандидат химических наук, Иваненко О.И. познакомила студентов с основными понятиями темы. Первокурсники узнали о том, по каким критериям природа из многочисленных элементов Периодической системы Д.И. Менделеева выбрала те, из которых построен организм человека. Интерес у слушателей вызвала информация о своеобразном распределении элементов в различных органах и тканях, вариантах классификации биогенных элементов, о зависимости содержания элементов от таких факторов, как возраст, пол, место жительства, наличие заболеваний. Несомненно, для будущих медиков очень важно знать роль каждого из биогенных элементов в жизнедеятельности, понимать, к каким пагубным последствиям для здоровья может привести как избыток, так и недостаток элемента в пище. Врачу-практику необходимо понимание того, с помощью каких продуктов питания можно откорректировать баланс элементов у пациента. Знание химических свойств элементов и их соединений позволяет найти способы их применения в качестве лекарственных средств.

В весеннем семестре каждый студент будет на практических занятиях делать сообщение о свойствах наиболее интересного для него элемента, а 19 декабря яркий пример такого выступления продемонстрировали студентки группы ЛД-16-05 Мария Белецкая и Алина Попова, сделавшие доклад о свойствах и биологической роли самого тяжелого из биогенных элементов – йода. В своем эмоциональном выступлении, сопровождавшемся красочными презентациями, первокурсницы рассказали о драматической истории открытия йода, показали видео о необычайном свойстве йода- возгонке – и зрелищный процесс горения алюминия в йоде. Благодаря тому, что наши первокурсницы уже имеют среднее специальное медицинское образование, наиболее впечатляющей частью их рассказа стало повествование о роли недостатка и избытка йода на организм. Интересные фото пациентов с гипо- и гипертиреозом до и после лечения, наглядная информация о том, что происходит с людьми, страдающими эндемическим зобом, никого не оставили равнодушным. Мария и Алина рассказали и об обмене йода в организме, подчеркнув, что детальное знакомство с этим процессом ждет сокурсников на кафедре биохимии, а, комментируя слайд с процессом обследования щитовидной железы, перебросили мостик от теоретических к специальным клиническим дисциплинам.

Выступление Белецкой М. и Поповой А. было выслушано с вниманием и интересом, в заключение докладчицы компетентно ответили на большое количество вопросов по теме.

Подобные конференции расширяют представление студентов медиков об изучаемом предмете, формируют представление о тесной взаимосвязи химии и клинических дисциплин.

22232425

Доцент Иваненко О.И.

 
Первые итоги

По традиции при завершении осеннего семестра на кафедре общей и биоорганической химии проводятся студенческие научные конференции. Первокурсники в течение четырех месяцев изучают разнообразные темы из курса как органической, так и неорганической химии, а затем выбирают наиболее заинтересовавшие их аспекты для доклада. В этом году студентка группы ЛД-19-08 Камалетдинова Софья познакомила своих коллег с историей создания Периодической системы элементов нашим выдающимся соотечественником Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Выбор темы реферативного исследования был продиктован тем, что во всем мире 2019 год был объявлен годом Периодической системы химических элементов. 28 декабря 2019 года на заключительной лекции с интересом и вниманием будущие доктора выслушали свою сокурсницу, узнали увлекательные подробности совершения уникального научного открытия. И докладчица, и слушатели не обошли вниманием и приближающийся новогодний праздник – шуточные поздравления с использованием химической атрибутики подняли всем настроении!

Кафедра химии желает первокурсникам успешного продолжения освоения нашей сложной дисциплины в весеннем семестре!

3334

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

 
Лучшее, любимое, только для вас…

На завершающих первый семестр занятиях по химии 10 и 17 января 2019 года студенты 102 группы медико-профилактического факультета провели конференцию в формате реферативной сессии. Долго ребята обдумывали выбор тем для своих работ, а потом решили взять самые полюбившиеся вопросы из пройденного курса и расширить свои представления о них. Такой подход обещал принести и несомненную практическую пользу как авторам исследований, так и слушателям. Ведь всем предстояло сдать итоговый экзамен по химии.

Красочной презентацией проиллюстрировали свои «Двадцать неизвестных фактов о воде» староста группы Анна Болотова и прославленная участница факультетской самодеятельности Ретина Зарафутдинова. Благодаря им всем удалось посмотреть на хорошо знакомое вещество новым взглядом и изумиться многообразию его свойств и функций в организме.

4445

Екатерина Казакова, Роман Кашакаев и Сулейман Магомедов напомнили собравшимся законы Генри и Дальтона, описывающие зависимость растворимость газов в жидкостях от давления, а затем эмоционально и убедительно показали роль этих законов в возникновении таких заболеваний, как гипоксия (горная болезнь) и кессонная болезнь. Проникшимся к страданиям альпинистов и водолазов слушателям докладчики поведали и о путях преодоления и предупреждения этих патологий. 

Нигора Осмонова и Евгения Шматова заинтересовались строением, свойствами , природными источниками ненасыщенных жирных кислот и их благотворным влиянием на состояние организма человека. В своем выступлении они проанализировали пищевые привычки некоторых одногруппников и дали рекомендации по оптимизации пищевого рациона с точки зрения сбалансированности качества и количества w-ненасыщенных жирных кислот.

В представленном Викторией Шапошниковой и Марией Леонтьевой сообщении о биосинтезе и роли in vivo важнейших гормонов адреналина и норадреналина наибольший интерес вызвал момент о действии данных веществ на студента, который готовится к сдаче экзамена. Первокурсницы отыскали на просторах Интернета два динамичных и информативных видеосюжета о воздействии изучаемых катехоламинов на людей. Просмотр видеофильмов вызвал у аудитории эмоциональный отклик.

4647

Несколько неожиданным был выбор темы, который сделали Наталья Попова и Илиза Закирова: «Производство лекарственных средств». Но фундаментальный систематический анализ всех способов производства лекарств, знакомство с разнообразными лекарственными формами заинтересовали будущих медиков.

Конференция прошла просто на одном дыхании! И по итогам экзамена группа 102 оказалась на почетном втором месте по курсу по среднему баллу. Особо поздравляем «отличников» - Катю Казакову и Рому Кашакаева.

4849

Желаем ребятам использовать полученные знания и собранный при подготовке докладов материал при изучении биохимии, нормальной физиологии, фармакологии.

Доцент кафедры общей и биоорганической химии Иваненко Ольга Ивановна.

 
Химия и медицина

Большая череда студенческих научных конференций прошла на кафедре общей и биоорганической химии. Главное направление представленных работ – неразрывная связь химии и медицины.

Открывал научную сессию первый поток лечебного факультета. Первокурсники представили три доклада. Староста курса Эдуард Пикулев рассказал об аномальных свойствах воды – уникального растворителя, выбранного природой для работы в человеческом организме. Красочные слайды наглядно продемонстрировали слушателям содержание воды в органах и тканях в различные периоды жизни, а также зависимость функций воды от ее исключительных свойств. Одногруппник Эдуарда Арсений Султанаев (ЛД-17-09) познакомил собравшихся с возможностью воды передавать информацию благодаря способности формировать разнообразные ассоциаты. Это же свойство воды определяет многообразие и завораживающую красоту снежинок. Фото этих крошечных прекрасных созданий природы напомнили ребятам о приближающихся новогодних праздниках и создали отличное настроение.

Тысячи биохимических превращений, протекающих в организме человека, идут с непременным участием воды. Об одной группе таких реакций рассказал студент ЛД-17-05 Акбар Умаров, которого больше заинтересовали аспекты биоорганической химии, изученные в начале семестра.

Акбар – иностранный студент, но, помимо отличного знания русского языка, поразил участников конференции своим интересом к биохимии, к тонкостям протекания превращений аминокислоты фенилаланина invivo. Наш юный коллега подробно разобрал все отклонения в метаболизме этого вещества, приводящие к возникновению тяжелых патологий. Будущие врачи с очувствием и пониманием следили за разбором клинических примеров диагностики и лечения фенилкетонурии – наследственного заболевания, вызванного нарушениями в обмене фенилаланина. Несомненно, студент с такой подготовкой будет успешно изучать как биохимию, так и специальные дисциплины на старших курсах.

Аплодисментами наградили студенты лечебного факультета своих товарищей, сделавших замечательные доклады с яркими презентациями.

0010203

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, Иваненко Ольга Ивановна

 
Студенческая конференция «Химия и стоматология»

Первокурсники группы СТ-16-02 продолжили добрую традицию проведения студенческих научных конференций «Химия и стоматология» на кафедре общей и биоорганической химии. В завершении осеннего семестра 2016/17 учебного года начинающие стоматологи представили пять докладов с красочными презентациями по выбранным темам.

Бодрящим глотком утреннего кофе началось наше заседание, поскольку Диана Суханкина и Полина Красовская рассказали о влиянии кофе на зубы. Докладчицы подробно рассказали о химическом составе кофейных зерен и проанализировали положительные и отрицательные воздействия кофе на состояние ротовой полости.

А вот доклад старосты курса Григория Орлова и старосты группы Егора Бахмана был посвящен более опасной и губительной привычке – курению – и тому вреду, который пристрастие к табаку приносит зубам курильщиков. Убедительный рассказ о токсичности каждого из химических компонентов табачного дыма развеял последние иллюзии о безопасности курения для организма человека. Найденный студентами видеосюжет наглядно продемонстрировал, как растрескивается и разрушается зубная эмаль от воздействия высокотемпературных газообразных продуктов сгорания табачных изделий.

Махмудова Азиза, Белякова Анастасия и Деребеева Алина познакомили слушателей с историей создания, химическим составом и механизмом воздействия на зубы жевательной резинки. Студентки провели опрос сокурсников по ряду вопросов, связанных с употреблением жевательной резинки, и выяснили интересные закономерности. В докладе были освещены и физиологические процессы, происходящие при употреблении жевательной резинки, их позитивное и негативное влияние на организм. Особенно поразил всех тот факт, что неумеренное пристрастие к жеванию приводит к снижению интеллектуальных способностей.

Марина Кузнецова и Регина Юланова сделали развернутое сообщение о видах зубных паст, их составе и дали рекомендации о том, при каких проблемах стоит использовать зубные пасты с определенными компонентами. Большое внимание студентки уделили химическому составу этих важнейших средств по уходу за зубами.

И на сладкое – в завершении конференции – Дарья Ковязина, Светлана Лаптева и Артем Сабиров рассказали о влиянии сладостей на зубы. С грустью мы узнали о том, как наши любимые ириски, карамельки и шоколад, содержащие дисахарид сахарозу, быстро разрушают зубную эмаль и приводят к кариесу. Дотошные слушатели допытывались у докладчиков, чем же заменить знакомые сладости в рационе.

С интересом и неослабевающим вниманием студенты группы слушали своих сокурсников, задавали много вопросов, на которые компетентные докладчики смогли убедительно ответить. 

Первокурсники стоматологического факультета убедились в тесной связи фундаментальной дисциплины «Химия» с теорией и практикой своей будущей специальности.

хх1х3х4х5

Доцент кафедры общей и биоорганической химии, к.х.н. Иваненко О.И.

 

Учебный год на кафедре общей и биоорганической химии

Пермский государственный медицинский университет ведет свою историю с 1916 года, являясь признанным флагманом медицинского образования на Урале. Кафедра общей химии на протяжении всей столетней истории ВУЗа играла важнейшую роль в создании фундаментальных теоретических основ подготовки врачей. Более полувека кафедрой заведовал известный химик-исследователь профессор Гусев Сергей Иванович, областью научных интересов которого был поиск новых органических реагентов для неорганического анализа. В последние десятилетия коллектив кафедры пополнила плеяда учеников профессора Андрейчикова Юрия Сергеевича, исследовавших новые органические соединения с потенциально высокой биологической активностью. Доценты кафедры – компетентные специалисты-химики широкого профиля, способные преподавать весь спектр химических дисциплин.

Курс химии преподается на первом курсе четырех факультетов университета: лечебном, педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом.

В последние годы на первый курс поступают около 500 выпускников средних школ. С каждым набором увеличивается количество абитуриентов, принятых по целевым договорам для подготовки специалистов, которые после завершения учебы приступят к работе в учреждения здравоохранения Прикамья и соседних регионов. Возможно, максимальное количество школьников, сдающих ЕГЭ по химии, продолжают свое образование в ПГМУ.

На лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетам наша дисциплина преподается в течение первого учебного года. Теоретические основы каждой темы излагаются на еженедельной лекции, а в ходе практического занятия студенты под руководством преподавателя выполняют упражнения, решают задачи, проводят химические опыты для выработки навыков. В качестве элементов контроля используются тестирование и зачетные контрольные работы по завершении каждой темы курса. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. По каждой теме студенты выполняют свой вариант домашней работы, результаты которой преподаватель обсуждает индивидуально с исполнителем, корректируя ошибки, помогая исправить недочеты и добиться более полного понимания изучаемых вопросов.

Первым разделом курса является биоорганическая химия. В течение двух месяцев студенты-медики расширяют свои знания по строению и свойствам таких классов соединений, как спирты, фенолы, карбоновые кислоты, жиры, аминокислоты, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. Учащиеся узнают об особенностях строения представителей этих классов соединений и их роли в построении и функционировании организма. Знание химии липидов, протеинов, сахаров, нуклеиновых кислот абсолютно необходимо для последующего изучения в курсе биологической химии процессов метаболизма в здоровом и больном организме. Отдельное занятие с большой лабораторной работой посвящено лекарственным препаратам: вместе со студентами преподаватели прослеживают связь между введением различных функциональных групп в молекулы и изменением физиологической активности веществ. Сделанные наблюдения необходимы для изучения такой дисциплины как «Фармакология».

Тема «Растворы» из курса общей химии знакомит студентов-медиков с понятием осмотического давления, обосновывает возможность внутривенного введения растворов различной концентрации, предостерегает от опасности «осмотического конфликта». Изучение свойств растворов электролитов позволяет понять механизм поддержания водно-солевого баланса в организме человека. Подробное знакомство с методами приготовления и механизмом действия буферных растворов дает информацию о кислотно-основном гомеостазе, причинах его нарушения и методах коррекции. На занятии разбираются клинические случаи, анализируются причины возникновения ацидоза и алкалоза, алгоритм действия врача в таких ситуациях.

Тема «Основы термодинамики» позволяет студентам-медикам познакомиться с процессами обмена энергии в организме, осознать, почему в живых системах осуществляются эндэргонические процессы, идущие с уменьшением энтропии, - такие, как синтез биополимеров и передача информации. Также первокурсники знакомятся с принципами рационального правильного питания, рассчитывают калорийность и состав своего рациона, сравнивают его с рекомендуемым оптимальным рационом для их возраста, образа жизни, состояния здоровья. Такие навыки, несомненно, будут востребованы в практической работе врача-терапевта, эндокринолога, диетолога.

Раздел «Химическая кинетика» дает необходимые базовые знания для изучения фармакокинетики и клинической фармакологии, понимания процессов распада и выведения лекарственных препаратов-ксенобиотиков из организма.

Очень привлекателен для первокурсников раздел «Биогенные элементы», благодаря изучению которого приходит понимание того, из каких элементов и соединений построены различные органы и ткани человеческого тела, какие патологии вызваны дефицитом или избытком того или иного элемента, с помощью каких продуктов питания можно восполнить недостаток жизненно необходимых элементов. Студенты с увлечением готовят доклады с красочными презентациями, делятся добытой информацией с одногруппниками на традиционных конференциях. Большой интерес всегда вызывает история открытия элемента, зачастую почти детективная, и использование различных веществ целителями в древние времена.

К работе над заключительным фрагментом нашего курса «Физико-химия поверхностных явлений. Коллоидные растворы» приходят уже не «зеленые» абитуриенты, а вполне сформировавшиеся студенты, с хорошими навыками практической работы. Успешно и грамотно выполняют лабораторные работы по исследованию адсорбции, понимая, что на явлении адсорбции основаны важнейшие современные хроматографические методы анализа. Завершающая тема «Коллоидные растворы» – это кульминация, ведь человеческий организм, на две трети состоящий из воды, представляет собой именно коллоидный раствор, образное выражение «человек – это ходячий коллоид» стимулирует студентов-медиков полнее изучать законы функционирования и биологические свойства коллоидных систем.

Таким образом, изучая курс общей и биоорганической химии, студенты-медики закладывают основы для последующего успешного освоения биохимии, физиологии, фармакологии, гистологии и клинических дисциплин.

1.11.21.31.4

pdfОпыт преподавания курса химии в условиях дистанционного обучения О.И. Иваненко, О.П. Тарасова (146 Кб)

консультант студента

Адреса и контакты

тел.: +7 (342) 217-21-20
факс: +7 (342) 217-20-21
e-mail: psmu@psma.ru

 
Министерство здравоохранения Российской ФедерацииМин наукиМин просвнадзор
центрlogo rosobr small 1Без названия130x50 TAKZDOROVOpfo