«Эпидемиолог отличается системным мышлением»
Новый руководитель Пермского Медицинского, доктор медицинских наук Анна Благонравова – эпидемиолог. Прошел год, как она исполняет обязанности ректора Пермского медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера, а до этого была проректором по научной работе Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) в Нижнем Новгороде. Корр. «Медицинской газеты» Болеслав Лихтерман попросил её рассказать о сегодняшнем и завтрашнем дне Пермского Медицинского.
Анна Сергеевна, почему вы променяли Нижний на Пермь?
-Это некорректная формулировка. Я не променяла, а изменила место работы и жительства.
Хорошо, почему изменили?
-Потому что мне предложили эту должность в Минздраве России, а я согласилась, так как была к этому готова. Административная работа в ПИМУ подвигла меня больше узнать, как осуществляется управление. Я поступила в Высшую школу экономики на магистерскую программу «Управление в высшем образовании». Эта учёба и моя внутренняя потребность способствовали тому, что я стала смотреть шире на работу университетов, стала знакомиться с работой других вузов. Поэтому хотелось применить накопленный опыт в другом учреждении, попробовать реализовать что-то новое, тем более что идеи, как и куда двигаться, уже были.
Что можно развить и куда двигаться?
-Хотя высшее образование - довольно консервативная сфера деятельности, в ней тоже происходят значительные изменения. Во многом они были инициированы, когда стали реализовываться национальные проекты «Наука и университеты», «Цифровая экономика», и к вузам стали предъявляться иные требования - если раньше их основной задачей являлось обучение студентов, то сейчас это инновационная деятельность и так называемая «третья миссия». Медицинские вузы не остались в стороне от этих тенденций. Минздрав России активно стимулирует развитие в подведомственных вузах научно-исследовательской деятельности, прикладное применение научных работ, трансфер технологий в практическое здравоохранение.
Что такое «третья миссия»?
-Это социальная миссия университета, вклад в развитие общества, а если смотреть шире, то она включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное направления. Для медицинских вузов она всегда была характерна, поскольку они занимаются лечебной деятельностью. Сейчас большое внимание уделяется молодёжной политике, работе с населением, волонтёрскому движению.
Вы пришли сюда со своей командой?
-Нет.
Значит, вы её создаёте или уже создали?
-Создаю. Команда за один год полностью сложиться не может. Я благодарна ректору и сотрудникам ПИМУ, которые очень помогли мне на первых порах и продолжают это делать. Многие коллеги приезжали сюда, чтобы помочь провести аудит некоторых процессов, подсказать, как лучше выстроить работу. В вузе была своя команда, и мы присматривались друг к другу. Я выбрала тех, с кем можно идти дальше. Где-то поменяли руководителей, где-то создали новые подразделения. По большому счёту весь коллектив университета должен работать, как единая команда. Год - это небольшой срок, но я надеюсь, что за это время мне удалось найти людей, с которыми нам по пути.
Чем отличается Пермский Медицинский от ПИМУ? Это соразмерные вузы?
-Вузы соразмерные, но, как и в каждой семье, есть различия. Количество обучающихся примерно одинаково, почти тот же набор факультетов, сопоставимые численность профессорско-преподавательского состава и перечень кафедр. Отличия вижу, во-первых, в организации научно-исследовательской и клинической работы. В состав Пермского ГМУ входит монопрофильная медицинская клиника челюстно-лицевой хирургии. Другой такой нет в Приволжском федеральном округе, а, может быть, и в других регионах. Здесь оказывается плановая и экстренная медицинская помощь взрослым и детям из Перми и всего Пермского края.
Что бы вы хотели изменить?
-Хочется придать новый импульс научно-исследовательской и инновационной деятельности. Здесь есть несколько диссертационных советов, высокая доля остепенённых сотрудников (кандидатов и докторов наук), но собственная база для осуществления научно-исследовательской деятельности в университете не очень богатая. Поэтому в первую очередь я вижу перспективы в коллаборации с другими вузами, научными учреждениями, Пермским научно-образовательным центром мирового уровня. За этот год у нас увеличилось количество совместных проектов и, соответственно, их финансирование. Кроме того, перспективы в налаживании отношений с предприятиями Пермского края. Во многих из них есть потенциал выпуска продукции, полезной для здравоохранения. Изменения также затронут образовательную деятельность вуза. За прошедший год мы перестроили работу с абитуриентами, потому что основная задача вуза - готовить кадры для отрасли. Ни для кого не секрет, что кадровый дефицит нарастает, в том числе в Пермском крае, поэтому подготовка «своего» абитуриента входит в число первоочередных задач. В этом году мы создали управление по работе с абитуриентами, выделили направление, связанное с профориентацией. Не скажу, что эта работа никогда не велась, но мы постарались её систематизировать, выстроить взаимодействие и с медицинскими классами, и с теми школами, где их нет. Чем раньше мы начнём работу со школьником, тем выше вероятность, что он придёт к нам.
Есть ли у вас предуниверсарий, как в Сеченовском университете?
-Такого у нас нет, и мне кажется, что на сегодняшний день в его создании нет необходимости: правительство края инициировало и поддержало создание профильных медицинских классов в Перми и муниципальных образованиях Пермского края. Университету нужно грамотно выстроить работу с медицинскими классами, которые прекрасно оснащены, там есть замечательные педагоги, с ними вуз будет взаимодействовать, осуществлять методическую и практическую помощь. Мы организуем экскурсии школьников в больницы, музей, симуляционный центр ПГМУ, планируем программу «Один день в университете», проводим профориентационные пробы, интерактивные «Дни открытых дверей», выставки.
Много ли у вас студентов? Какая работа с ними ведётся?
-У нас около 5 тыс. студентов. В этом году в вузе создана «Школа хирургов», которая выросла из студенческого научного кружка кафедры факультетской хирургии № 2 Под руководством заведующего кафедрой профессора Дмитрия Амарантова ребята осваивают хирургические навыки, участвуют в конкурсах, олимпиадах, ездят по всей стране и занимают призовые места. Мне показалось, что эту работу можно встроить непосредственно в образовательный процесс, по аналогии с субординатурой, которую я ещё застала, когда студенты старших курсов, уже определившиеся со своим будущим направлением профессионального развития, могли углублённо к нему готовиться. Мы предусмотрели в рамках учебной программы дополнительные занятия для специальных групп студентов лечебного факультета - будущих хирургов. Конечно, они поступают в ординатуру более подготовленными, у них больше шансов туда попасть. Такой выпускник будет очень ценен для медицинской организации, поскольку он обладает не только теоретическими знаниями, но и хорошими практическими навыками. Для «Школы хирургического мастерства» мы сейчас закупаем оборудование и биологический материал (чтобы студенты могли тренироваться на органокомплексах животных).
Какой в этом году был конкурс?
-Количество бюджетных мест ежегодно увеличивается, и задача вуза - принять на обучение мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов. О конкурсе сейчас очень трудно говорить. Если смотреть по количеству заявлений, их было около 6 тыс. на 505 бюджетных мест, но эту цифру вообще не стоит брать во внимание, потому что абитуриент имеет право подавать заявления в разные вузы, на различные направления подготовки. Главное, что мы выполнили план по контрольным цифрам приёма и свободных мест не осталось. Порядка 70% бюджетных мест занято целевиками.
В некоторых университетах студенты с первого курса привлекаются к научной работе. А как у вас?
-Безусловно, возможность заниматься научной работой должна быть предоставлена всем желающим, однако моё глубокое убеждение, что если у человека нет внутренней потребности, то увлечь его невозможно. Мы должны познакомить студентов с основами научной работы, показать им, как это делается, но я против насилия в этом вопросе - не могут все быть учёными.
Много ли студентов учится по контракту?
- Это в основном иностранцы. Их у нас почти 2 тыс., многие из Индии.
Чем же ваш вуз их привлекает?
- И ценами, и относительной территориальной близостью - лететь из Дели до Перми всего 4 часа, а разница во времени составляет 30 минут.
Только климат немного отличается...
- Почему-то наш климат им очень нравится. На вопрос «Почему вы больше всего скучаете, уехав из России», наши индийские выпускники отвечают: «По майонезу и по прекрасной погоде».
На каком языке они обучаются?
-На английском, но русский как иностранный они тоже учат, хотя больший эффект даёт погружение в языковую среду. За ними закреплены тьюторы, которые помогают им на первых порах адаптироваться - ходят вместе с ними в магазины, театры, сопровождают в общественном транспорте, на экскурсиях по краю. Наших студентов очень любят приглашать на различные мероприятия, где они знакомят местных жителей с национальной культурой тех стран, откуда приехали. На днях я встречалась с министром культуры Пермского края, он вспомнил, что на премьере балета «Баядерка» для участия в массовке приглашались наши студенты из Индии, чтобы придать танцам аутентичность.
Вся ординатура у вас целевая?
-Каждый год к нам поступает 250-300 ординаторов. Сейчас установка на увеличение целевых мест, и есть специальности, где только такие места.
В программу «Приоритет - 2030» ваш вуз не входит?
-Мы задействованы в её реализации, являясь членом консорциумов, созданных университетами - участниками программы (Пермский политех, МГМСУ им. А.И.Евдокимова и др.).
Сотрудничаете ли вы с другими университетами и есть ли международные проекты?
-Да, в рамках сотрудничества с Международной ассоциацией студентов-медиков и Национальной ассоциацией студентов медицины развивается академическая мобильность студентов. В этом году студенты выезжали на летние стажировки в Азербайджан, Армению, Китай. Запущена программа развития внутренней мобильности (на базах российских медицинских вузов и НИИ). Есть также научно-образовательные международные проекты: с университетом Ариэль (Израиль), Национальным институтом рака (Италия), университетами Наньчан, Цзуньи и Ляонин (Китай).
Какие ещё проекты реализуются в вузе?
-Проект «Эффективный руководитель - лидер здравоохранения Прикамья», реализуемый Пермским медицинским при поддержке правительства края, направлен на сохранение и развитие управленческих кадров в здравоохранении. Он построен в виде обучения- конкурса для выявления наиболее перспективных руководителей (как структурных подразделений, так и медицинских организаций). Сотрудники, отобранные руководством в кадровый резерв, на протяжении года проходят обучение на нашей кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения и параллельно выполняют проект, направленный на улучшение работы своего подразделения/ медицинской организации или на совершенствование оказания помощи при каком-то заболевании определённой группе пациентов. Фактически мы даём курсантам управленческие компетенции, необходимые современному руководителю. Проект стартовал в прошлом году, и в результате победители получили хорошее назначение, заняли руководящие должности в системе здравоохранения.
Сейчас в рамках национального проекта создаётся сеть университетских кампусов. В Перми это тоже имеет место?
- Определены девять регионов, в которых создадут кампусы мирового уровня, и Пермь вошла в число регионов-победителей в рамках второй волны. Отличительная особенность Пермского кампуса «Будущее Пармы» - в том, что он является межвузовским и включает 5 основных направлений, под которые будут созданы лаборатории. Одной из лабораторий, в деятельности которой ПГМУ играет ведущую роль, станет «Здоровье Пармы». Как правило, кампусы создаются при каком-то конкретном университете или под одну тематику, а Пермский задуман как площадка для активного взаимодействия всех вузов. Такой подход команды «Будущего Пармы» был отмечен специальной наградой по итогам работы 2023 г. - за успешное выстраивание партнёрств и надёжность в сотрудничестве.
Что такое «Парма»?
-Это местное название хвойного леса или тайги. Читали «Сердце Пармы» Алексея Иванова?
К сожалению, нет.
-Лаборатория цифровой медицины, бионики и биотехнологий в рамках направления «Здоровье Пармы» предполагает взаимодействие нескольких вузов (политехнического, фармацевтической академии, государственного национального исследовательского университета, аграрно-технологического и др.) под общим руководством Пермского медицинского. Межвузовский кампус может стать прекрасной площадкой для такого взаимодействия.
В масштабах страны поставлена цель омоложения профессорско-преподавательского состава - не менее 40% педагогов должны быть моложе 40 лет. Как вы собираетесь её достигнуть?
-Планируется разработка программы по привлечению и удержанию молодых кадров. Чтобы молодёжь у нас задерживалась, нужно давать ей горизонт развития, показывать карьерные перспективы.
До вас университет возглавляли клиницисты - сначала хирурги, затем педиатр. Вы являетесь эпидемиологом. Есть ли разница, кто руководитель вуза по специальности?
-Когда мы администрируем какую-то деятельность, мы, прежде всего должны быть хорошими управленцами. Конечно, специальность накладывает отпечаток на личность в целом. Мне кажется, эпидемиолог на руководящей должности - очень хороший вариант. Мой учитель Вячеслав Шкарин, который 20 лет возглавлял Нижегородскую государственную медицинскую академию (ныне ПИМУ), всегда говорил, что эпидемиолог отличается системным мышлением. Ему приходится решать глобальные организационные вопросы. Я считаю, что основная функция эпидемиолога - анализировать информацию и принимать решения.
Почему вы решили стать эпидемиологом?
-Я окончила медико-профилактический факультет в Нижнем Новгороде. Нам показывали обучающие фильмы, и меня очень впечатлил фильм «Следствие ведут эпидемиологи». Там демонстрировали расследование вспышки бешенства, где специалисты-эпидемиологи занимались поиском источника инфекции, установлением взаимосвязей между контактными, выявлением причин распространения инфекции. Я подумала тогда, что это очень интересная и полезная работа. Наша кафедра тогда (в 1990-е) активно занималась внутрибольничными инфекциями, что позволяло работать в больнице. У меня никогда не было мечты лечить пациента, но всегда интересовала работа, приносящая людям пользу. Госпитальный эпидемиолог - это, мне кажется, идеальный вариант. Эпидемиолог должен обладать широким кругозором, чтобы разговаривать на одном языке и с хирургом, и с терапевтом, и с бактериологом, и с врачом лабораторной диагностики (это моя вторая специальность) и донести правильную информацию до главного врача, чтобы склонить его к решениям, которые зачастую затратные и не приносят пользу в близкой перспективе. Нужно иметь дипломатические способности.
Дипломатом на должности ректора приходится быть в любом случае. Где вы обрели управленческие навыки?
-Я окончила президентскую программу по подготовке управленческих кадров. К тому времени я уже возглавляла НИИ профилактической медицины Нижегородской государственной медицинской академии и чувствовала, что каких-то управленческих компетенций мне не хватает. Затем были многочисленные курсы повышения квалификации по управлению финансами, кадрами и т.п. В 2024 г. завершаю обучение в магистратуре, о которой говорила ранее.
Есть ли у вас какие-то увлечения или вы живёте только работой?
-Нормальный человек не может жить только работой. В Перми насыщенная театральная жизнь. Я поначалу была очень удивлена, что залы всегда заполнены. В летнее время увлекаюсь туризмом - люблю водный туризм, сплавляться на байдарках, трекинг.
По утрам бегаете?
-Мне нравится северная ходьба, и в нашем университете есть группа, в которой каждый желающий - сотрудник или обучающийся - может освоить технику и найти компанию для совместной прогулки. Я много хожу пешком, иногда занимаюсь йогой, зимой катаюсь на лыжах. На мой взгляд, любые физические упражнения должны приносить радость и удовольствие, а не изнурять.
Остаётся ли время на чтение?
-Очень люблю читать книги, в последнее время часто слушаю аудиокниги. Сейчас читаю «Броне-пароходы» Алексея Иванова. Я познакомилась с его творчеством задолго до того, как побывала в Перми. А эту книжку о гражданской войне читаю целенаправленно, узнаю те места, которые описывает автор.
тел.: +7 (342) 217-21-20 |